Назад Меню

Назначение

Реле типа СКПШ1А-100 (черт. 2190.00.00А) и СКПШ5-320 (черт. 24146.00.00) предназначены для управления стре­лочными электроприводами с электродвигателями на напряжение 30 В постоянного тока; реле типа СКПШ4-160 (черт. 24061.00.00) используется для управления стрелочными электроприводами с электродвигателями на напряжение 100 и 160 В постоянного тока. Реле могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.

 

Конструктивные особенности

Комбинированное пусковое реле с самоудерживающимся нейтра­льным якорем типа СКПШ1А-100 по конструкции аналогично реле СКШ1-250, но имеет несколько измененную (усиленную) контакт­ную систему, так как используется как пусковое в двухпроводной схеме управления стрелочным приводом.

Электромагнитная система реле СКПШ1А-100 представляет со­бой комбинированное реле КШ1 с той лишь разницей, что Г-образные постоянные магниты имеют более удлиненную форму.

Магнитная система арматуры самоудержания в принципе анало­гична магнитной системе реле СКШ1 и отличается от нее несколько увеличенным ходом якоря и некоторыми изменениями по размерам. Кроме того, электромагнит удержания, расположенный на двух кон­тактных колодочках, помещен под нейтральным якорем основной магнитной системы.

Удержание нейтрального якоря реле основной магнитной систе­мы может происходить по двум магнитным цепям: от вспомогатель­ной обмотки при перемене полярности в основной обмотке и от то­ковой обмотки при прохождении через нее рабочего тока электро­двигателя стрелочного привода. В обоих случаях при обрыве удержи­вающей цепи реле должно отпускать нейтральный якорь с замедле­нием не менее 0,15 с. Это время обеспечивает замыкание пусковой стрелочной цепи на время перелета контакта автопереключателя при переводе спаренной стрелки.

Принципиальное отличие реле типа СКПШ1А от других реле комбинированного типа заключается в том, что напряжение притяжения нейтрального якоря должно быть меньше напряжения переброса поляризованного якоря. Следовательно, порядок работы несколько другой, чем у реле типа КШ1, то есть сначала срабатывает нейтральный якорь, а затем поляризованный. Это требование обу­словлено работой двухпроводной схемы управления стрелочным приводом.

Основная магнитная система реле СКПШ1А-100 имеет две катушки с последовательно соединенными обмотками общим сопро­тивлением 100 Ом. Параллельно основной обмотке включен двухполупериодный выпрямитель типа 15ВМ4А или 15ГМ4А, чтобы при перемене полярности в основной обмотке через обмотку электро­магнитной системы удержания проходил ток одного направления.

Катушка реле удержания имеет три обмотки: короткозамкнутую (вместо медной гильзы), вспомогательную, выводы которой присоединены к выпрямителю, и токовую. Последняя включается в цепь  электродвигателя стрелочного привода.

Взамен реле типа СКПШЗ-375/375 с 1963 г. выпускается реле СКПШ4-160, отличающееся от первого тем, что порядок срабатывания якорей (вначале нейтрального, а затем поляризованного) дости­гается схемным путем, то есть в цепь обмотки поляризованного яко­ря включается вспомогательный контакт ВК, который устанавлива­ется на месте снятого нейтрального якоря основной магнитной сис­темы. Для осуществления схемной зависимости срабатывания внача­ле нейтрального якоря, а затем поляризованного внутри реле уста­новлены и подключены к схеме два диода типа Д7Г.

Механизм самоудерживающего комбинированного пускового ре­ле СКПШ5-320 имеет электромагнитную и контактную системы. Электромагнитная система реле состоит из двух частей - комбинированной и удерживающей. Комбинированная электромагнитная система аналогична реле КШ и отличается тем, что нейтральный якорь имеет шарнирную связь с якорем удерживающей системы. Удерживающая электромагнитная система состоит из сердечника, якоря и катушки, имеющей вспомогательную и токовую (удержива­ющую) обмотки. В реле СКПШ5-320 ранее устанавливались выпря­мители типа АВС-15-312 или АВС-15-12; в настоящее время уста­навливаются типа 15ГМ4А, 15ВМ4А или КЦ402И.

 

Условия эксплуатации

Реле типов СКПШ изготовляют для следу­ющих условий эксплуатации:

·        температура окружающего воздуха от -50 до +60°С;

·        относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;

·        рабочее положение - горизонтальное, контактным набором снизу.

Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону.

Реле должны храниться в закрытом вентилируемом помещении в картонных коробках при температуре от 5 до +35°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей среде кислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспорт­ной упаковке допускается не более трех месяцев.

Таблица № 54. Габаритные размеры реле:

Тип реле

Масса, кг

Габаритные размеры, мм

СКПШ1А-100

3,62

230x82x203

СКПШ4-160

4,8

СКПШ5-320

4,84

 

Электрическая прочность и сопротивление изоляции

Изоляция вы­прямителя и связанных с ним электрических цепей (клеммы 7, 2, 3 и 4) реле СКПШ1А-100 и СКПШ5-320 должна выдерживать без про­боя в течение 1 мин испытательное напряжение 1000В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между этими цепями и магнитопроводом реле. Изоляция всех остальных токоведущих частей реле СКПШ1А-100, СКПШ5-320, а также реле СКПШ4-160 в целом должна выдерживать без пробоя в течение 1 мин испытательное на­пряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между ними и магнитопроводом.

Испытание электрической прочности изоляции производится при помощи испытательной установки мощностью не менее 0,5 кВА. Испытательное напряжение повышается постепенно. По­грешность измерения испытательного напряжения не должна пре­вышать ±5%.

Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями всех типов реле, а также между ними и магнитопроводом реле при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре +40°С и относительной влажности 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм. Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения не более 20% при напряжении постоянного тока 500 В.