В начале 80-х годов освоено
производство новых разновидностей электромагнитных реле, входящих в комплекс
новой релейной элементной базы систем железнодорожной автоматики и
телемеханики. Они обладают важными техническими и эксплуатационными преимуществами
по сравнению с реле НШ и НМШ 2 и 3 поколений.
Реле РЭЛ удовлетворяют
всем требованиям, предъявляемым к приборам 1-го класса, предназначенным для
обеспечения безопасности движения поездов.
Электромагнитные реле
имеют такую надежность действия, что не требуется дополнительный схемный
контроль отпускания якоря или дублирование контактов в электрических схемах.
Конструкция реле исключает возможность замыкания фронтового контакта при
сваривании в аварийных случаях тылового и подвижного контактов. Реле не должны
допускать несрабатывание при снятии напряжения с обмоток (залипание якоря,
механические заклинивания, затирания), не должны допускать неразмыкание цепи
контактами реле (сваривание, сцепление контактов).
Предусмотрена
избирательность реле с целью исключения ошибочной установки реле одного типа
вместо другого. Планка избирательности у
каждого реле имеет свой код – пять
отверстий из десяти (Таблица 47) под эти отверстия в штепсельной розетке
предусмотрены штыри избирательности.
Таблица №47. Варианты исполнения планок избирательности
(штырей розеток)
Тип розетки |
Номер чертежа |
Тип сочленяемого реле |
АБВИК |
24541-00-00 |
РЭЛ-1600 |
АБЕЖЗ |
24541-00-00-01 |
РЭЛ1-1400 |
АБЕЗК |
24541-00-00-02 |
РЭЛ1-6,8 |
АБЗИК |
24541-00-00-03 |
РЭЛ1М-600 |
АБЕЗИ |
24541-00-00-04 |
РЭЛ1М-160 |
АБЖЗИ |
24541-00-00-05 |
РЭЛ1М-10 |
АБВГЕ |
24541-00-00-06 |
РЭЛ1М-5/200 |
АВГДЕ |
24541-00-00-12 |
РЭЛ2-2400 |
АВГДЖ |
24541-00-00-13 |
РЭЛ2М-1000 |
БВГДЖ |
24541-00-00-20 |
ПЛЗ-2700/4500 |
АБВЕЖ |
24541-00-00-21 |
ПЛЗ-42/4500 |
АБВЕЗ |
24541-00-00-22 |
ПЛЗМ-1450/4500 |
БВГДЗ |
24541-00-00-23 |
ПЛЗМ-40/2200 |
АБВДК |
24541-00-00-24 |
ПЛЗМ-1400/2200 |
АБВЕК |
24541-00-00-25 |
ПЛЗМ-600/1300 |
БВГДЕ |
24541-00-00-32 |
ОЛ2-88 |
АБВГЖ |
24541-00-00-61 |
С5-0,64/200 |
АГДЕИ |
24541-00-00-63 |
А2-220 |
АБВЖЗ |
24541-00-00-65 |
О2-0,7/150 |
БВГДК |
24541-00-00-66 |
О2-0,33/150 |
ГЕЖЗИ |
24541-00-00-67 |
С5-1200/200 |
Несмотря на уменьшение размеров
контактов, за счет изменения конструкции крепления грузов и других подвижных
элементов реле увеличены коммутационный ресурс и виброустойчивость, уменьшен
дребезг контактов.
Реле 4 поколения занимают
на стативе в 1,7 раза меньшую площадь, в 2 раза уменьшен объем, в 1,5 раза
снижена масса реле по сравнению с реле НМШ, сокращен расход пластмасс и цветных
металлов, в том числе серебра. Повышена надежность штепсельного соединения
реле с розеткой, стабильность его электрических и механических параметров.
Существуют следующие
электромагнитные реле 4 поколения:
·
РЭЛ1,
РЭЛ2 - штепсельные нормальнодействующие постоянного тока;
·
РЭЛ1М,
РЭЛ2М - штепсельные медленнодействующие постоянного тока;
·
БН1,
БН2, 1БН1, 1БН2 - нештепсельные, с ламелями под пайку, нормальнодействующие
постоянного тока;
·
1Н,
2Н - штепсельные нормальнодействующие постоянного тока;
·
1НБ,
2НБ - нештепсельные, с ламелями под пайку, нормальнодействующие постоянного
тока;
·
БН1М,
БН2М, 1БН1М, 1БН2М - нештепсельные, с ламелями под пайку, медленнодействующие
постоянного тока;
·
ПЛЗ -
штепсельные
нормальнодействующие постоянного
тока;
·
ПЛЗМ
- штепсельные медленнодействующие постоянного тока;
·
БПЗ
- нештепсельные, с ламелями под пайку, нормальнодействующие постоянного тока;
·
БПЗМ
- нештепсельные, с ламелями под пайку, медленнодействующие постоянного тока;
·
О2,
ОЛ2, 2О, 2ОЛ - штепсельные огневые переменного тока;
·
БО2,
2ОБ, 2ОЛБ - нештепсельные огневые переменного тока;
·
А2
- штепсельные аварийные переменного тока;
·
БА2
- нештепсельные аварийные переменного тока;
·
С2,
2С - штепсельные постоянного тока с повышенными коммутационными возможностями;
·
БС2,
2СБ - нештепсельные постоянного тока с повышенными коммутационными
возможностями;
·
С5
- штепсельные нейтральные пусковые постоянного тока для схемы управления
стрелочным электроприводом;
·
БС5,
1БС5 - нештепсельные, с ламелями под пайку, нейтральные пусковые постоянного
тока для схемы управления стрелочным электроприводом.
В отличие от реле НМ, не
имеющих индивидуальных защитных колпаков, нештепсельные реле, созданные на базе
конструкции реле РЭЛ, закрыты индивидуальными защитными колпаками прозрачного
цвета. Эти реле отличаются от штепсельного варианта только наличием на
выводных ламелях отверстий для подпайки монтажных проводов и элементом для
крепления реле в блоке. Такое решение позволяет повысить качество и надежность
контроля, сохранить параметры реле в процессе их производства, ремонта и
транспортирования.
Необходимо отметить, что
с января 1996 года производство нештепсельных реле 1БН1, 1БН1М, БН1, БН1М,
1БН2, 1БН2М, БН2, БН2М было прекращено, стали выпускаться только реле типа РЭЛ
— штепсельные, с ламелями под пайку, которые предназначены для установки как
на стативах, в релейных шкафах, так и в релейных блоках. Однако в будущем
планируется восстановить производство нештепсельных реле 1БН1 и др.